Vendy V.L.
"Капелька меда и яда к английскому чаю" ©
Сегодня в половине третьего ночи я таки спасла Галактику, то есть окончательно прошла Масс Эффект. Ну как окончательно, я хочу сделать это снова, всё-таки девочкой. (Хотя мой Шеппард оказался очень приятным исключением в ряду моих героинь, с женским персонажем связь у меня прочнее). Но возможно прежде чем я еще на полтора месяца застряну в игре, стоит сделать что-нибудь еще.
Ночью же я сочинила пост об этой игре, но потом уснула и ничего не помню. Поверьте на слово, он был великолепен. Остроумен, увлекателен, художественно богат и всё такое. Но поскольку я его не помню, напишу этот.

Так вот Масс Эффект.
Все время, пока я в него играла, мне вспоминалась фраза, которую Ольга приводила, описывая «Мор» - про компьютерные игры как вид искусства. Я в своей биографии играла в четыре игры… в пять… в шесть, ладно не важно, и думаю что, например, ‘Jade Empire’ – красивенько, а ‘Mass Effect’ – искусство. Хотя и то и другое сделано BioWare. (И буквально сегодня утром фандом взбулькнул трейлером четвертой части…).
Масс Эффект, как хорошая книга, которая языком художественного вымысла и метафоры говорит с игроком на актуальные (с нашими Украинами, геями, экспансиями и экстремистами, всё более актуальные) темы. В отличие от многих других, эта игра задает вопросы. О толерантности, расовом превосходстве и многих других вещах и позволяет вывести мораль. Здесь есть сложный многоуровневый сюжет. Так что в начале третьей части я только и делала, что приходила в ужас от того, как мой какой-нибудь чих из первой части вдруг аукался. Но в конце всё же все хвосты подвязаны, а волна пафоса даже смывает печаль от завершения великолепной истории.
Не знаю, честно говоря, о чем может быть четвертая часть. Главный герой же умер. Хотя возможности этой вселенной еще велики.

Технически в МЭ играть не сложно, как говорит Гаррус на вечеринке: «В основном приходилось бежать и стрелять». Нет миссий, где надо решать сложные головоломки или десять раз попасть «белке в глаз», пока она отчаянно отстреливается крупным калибром (Хотя Торианин был близок к этому). В среднем, умения бежать и стрелять вполне достаточно. Хотя продвинутый игрок, конечно, заметил бы все возможности типа разных умений и командования отрядом, но я умею бежать, стрелять и материться в процессе.
Вообще, мне кажется, BioWare в своих проектах не упирает на сложные бои или что-то в этом роде. Они больше ценят Поступки, сложные моральные решения, типа жертвовать кем-нибудь или пытаться спасти, что считать правдой и с чем соглашаться. А финальная битва – просто дань жанру. В первый КОТОР играть было довольно легко (тогда я еще не приобщилась к интернету и советам по прохождению и меня всё удивляло) Второй Котор, это уже не совсем их игра пройти ее сложнее чисто технически. Я так и не прошла, можно как-нибудь попробовать снова. То же самое со вторым Невервинтером, который я тоже не прошла, но пробовать еще влом.

Но всё же МЭ это больше чем «бегать и стрелять». Авторы долго экспериментировали, но наконец реализовали рабочую модель морали – чем больше поступков Героя/Отступника ты совершаешь, тем больше соответствующих поступков ты можешь совершить. Линейка морали перестала быть светящимся бонусом как в том же Которе или Jade empire. Хотя без приятных бонусов тоже не обошлось. Много отлично сделанных мелочей. Жаль, что в третьей части многие из этих мелочей пострадали при локализации. Я не настолько знаю английский, чтобы понимать все разговоры, которые ведутся вокруг, хотя тему улавливаю.
Кроме того у авторов всё в порядке с чувством юмора, они не прочь посмеяться над собой, что при тяжести и пафосе особенно третьей части, весьма кстати.
Заметно, впрочем, что на протяжении работы над самим МЭ авторы учились, общались с фанатами и росли над собой – третья часть настолько живая и эмоциональная насколько возможно. Хотя мою совершенную эмоциональную броню они пробили еще на Вермаире.
Я очень довольна.
(И хочу поговорить об этом… Пригласить Валентину на свидание что ли?)

… Но пост, который я придумала ночью, всё равно был лучше

@темы: Mass Effect